Каким должен быть настоящий учитель? Спросите любого человека, и каждый вспомнит дорогого сердцу школьного педагога, которого любили и уважали буквально все дети в классе, с интересом ходили на его занятия, толпами бегали за ним по школьным коридорам, засыпая вопросами, наперегонки тянули руки на уроках. Для кого-то такой учитель впервые открыл историю или литературу, химию или географию, заставил влюбиться в математику, русский язык или романтичный французский. Во многом любовь к какому-либо школьному предмету, который, может быть, для кого-то станет потом делом всей жизни, закладывается благодаря тому, что преподавал его талантливый учитель.
Василий Степанович Елисеев, учитель физики и астрономии 32-й белгородской гимназии - неординарный педагог, один из тех, кто открывает дорогу в научную жизнь талантливым ребятам. Творческая, разносторонняя и увлечённая личность, настоящий Учитель с большой буквы. Более чем за тридцать лет своей педагогической работы он выпустил не один десяток будущих талантливых учёных и инженеров. Выпускники вспоминают о нём с уважением и благодарностью, а сегодняшние ученики отдают всё своё свободное время занятиям физикой. Недавно заслуженный учитель Российской Федерации Василий Степанович Елисеев удостоился Президентского гранта, предусмотренного в рамках национального проекта "Образование".
Он родился на чернянской земле, в селе Волково, учился в Богословской средней школе Губкинского района (там когда-то жил сам декабрист Раевский), по окончании школы поступил на физмат Белгородского государственного педагогического института. Выпускника вуза распределили на станцию юных техников в школу села Сапрыкино Губкинского района. Отслужив в армии - вернулся туда. В 1976 году Елисеев приехал в Белгород и стал работать учителем физики и астрономии в 32-й школе (ныне гимназии), где трудится по сей день.
Когда я позвонила в школу, чтобы договориться о встрече с Василием Степановичем, директор гимназии Николай Васильевич Перестенко живо откликнулся на идею написать об этом педагоге: таких учителей немного, и люди обязательно должны знать о них. Ведь учительская профессия, такая сложная и как никакая другая важная, за последние десятилетия обесценилась, несправедливо утратила уважение к себе со стороны общества. У всех на слуху - бизнесмены и политики, спортсмены и звёзды шоу-бизнеса, об учителях же - самой необходимой для человечества профессии, считающейся престижной во всём мире, у нас почти не говорят.
С Василием Степановичем мы встретились в лаборантской уже в конце рабочего дня, когда школьники давно покинули классы и разбежались по домам. Но кабинет физики не пустовал: над сборниками сложных задач сидели мальчишки.
- Сегодня их ещё мало, - говорит Василий Степанович, - обычно они до вечера осаждают кабинет, не сидится им дома, сами приходят и индивидуально занимаются, готовятся к олимпиадам.
- Василий Степанович, вы говорите, что главная цель вашей работы - находить среди учеников одарённых в физике детей и создавать условия в образовательном пространстве для развития их способностей. Каким образом вы это делаете, какую методику используете?
- Существует определённая система отбора, созданная мною за годы работы, - рассказывает Василий Степанович. - Талантливых детей нужно искать. Человек может прожить всю жизнь и так никогда не узнать, что был наделён талантом, если в своё время ему не помочь этот талант открыть. Физика в школе начинается с седьмого класса. Я присматриваюсь к ученикам, становится видно, кто на что способен. Потом провожу многотуровые олимпиады. Обычно в области школьные олимпиады проводятся один раз в год, а я внутри школы за год провожу их раз восемь. Постепенно вырисовывается картина, в седьмом классе определённой чёткости ещё нет, а вот в восьмом всё проявляется. Если я подметил, что школьник неплохо соображает, нестандартно мыслит - приглашаю его родителей, привлекаю их к тому, чтобы содействовали, не препятствовали. Потому что всерьёз заниматься физикой - ежедневный труд, индивидуальные, систематические и самостоятельные занятия и во внеурочное время, и по выходным. Нанимать репетитора - очень дорого, а я работаю с детьми абсолютно бесплатно. Многие из тех, кто учился у меня, без экзаменов, по результатам всероссийских олимпиад, поступают в Московский физико-технический университет. Это необычный вуз, где готовят учёных-физиков, он был создан нашими советскими ведущими учёными. В последние годы, слава Богу, в России, наконец, стали понимать, что главное наше богатство и достоинство - это умы, которые всегда ценились во всём мире. Сейчас учёные-физики стали востребованными и у нас. Вот в прошлом году окончил школу Андрей Чурсин, очень талантливый парень, сейчас учится в московском университете. Десятиклассник Дима Малый и Саша Иванов - он учится в одиннадцатом - занимают первые места на различных олимпиадах по физике, тоже готовятся поступать в МФТУ.
- Вы харизматичный педагог, человек, влюблённый в свою работу, выкладываетесь на "полную катушку". Физика - сложный предмет, и даётся не каждому. Наверное, нелегко учиться у вас остальным школьникам, у которых нет особенных склонностей к физике?
- Как вы справедливо заметили, физика - предмет достаточно сложный, и многим детям не по зубам. Не все должны быть физиками, и если не получается - не нужно терзать ребёнка: он, безусловно, проявит себя в других областях. Я не ставлю целью, чтобы ученик шёл на урок, как на каторгу, выучивал задания любой ценой, зубрил, ничего не понимая. Людей, способных к точным наукам, в частности, к физике, если серьёзно, у нас немного. Ведь "ньютонов" и "лобачевских" в истории - единицы. У меня были разные талантливые ребята, одарённые, с нестандартным мышлением. Кто-то, например, берёт трудом, упорством, но один из миллиона - по-настоящему талантлив. Только благодаря таким и движется научный и технический прогресс. Поэтому необходимо искать таких ребят, помогать им проявить себя.
- Василий Степанович, известно, что вы творчески подходите не только к урокам физики и астрономии и ваша школьная работа не ограничивается лишь ведением предмета. На базе 32-й гимназии работает туристский клуб "Эдельвейс", руководителем которого вы являетесь...
- В этом году наш "Эдельвейс" отмечает свой 30-летний юбилей. В клубе занимаются ученики нашей школы. Есть, конечно, ребята и из других школ, но это, скорее, исключение. Вместе - в осенне-весенние, зимние и летние каникулы совершаем туристические походы в Крым, в Карпаты, на Кавказ, да куда угодно. В выходные собираемся в походы по Белгородчине, участвуем в соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму. Многие из наших ребят - чемпионы России в этом виде спорта, среди них много и моих одарённых "физиков". Ребята сами сочиняют походные песни, которые мы собственноручно сшиваем в брошюры.
- Как родился ваш клуб? И почему именно - спортивный туризм?
- Во времена моего студенчества в институте мы увлекались различными интересными вещами. На первом курсе с однокашниками занимались и фотографией, и радиотехникой, постоянно что-то паяли, "лепили", так сказать "хулиганили". Я - человек увлекающийся, бывало, сидишь уже голодный, а из лаборатории - не вытащишь. На третьем курсе все наши студенты поголовно потеряли голову от туризма. Ходили и на Эльбрус, и на Камчатку. Уже работая в сапрыкинской школе, я водил детей в походы. Понимаете, обычная деревня, ничего интересного там нет. Совместно с ребятами мы составили карту леса, с ночёвками уходили туда, проводили соревнования по спортивному ориентированию. Когда я только пришёл работать в гимназию, через две недели мы уже пошли со школьниками в поход с ночёвкой в село Соломино. А на весенних каникулах отправились в поход уже в Крым, летом - поплыли на байдарках. В "Эдельвейс" принимаются ребята с шестого класса. Часто родители приходят ко мне, уговаривают взять "третьеклашку". Я бы с удовольствием, но желающих очень много, на всю школу, к сожалению, не хватает времени. Но обязательно раз в год гимназия - начиная с пятиклассников - выезжает в лес на три дня. Представьте, конец года, после зимы все уставшие, природа начинает возрождаться, дети набираются сил благодаря таким походам.
- Остаётся только удивляться, как у вас хватает времени на то, чтобы воспитывать, образно выражаясь, и учёных, и спортсменов, заниматься и работой, и любимым делом, в котором участвуют десятки школьников?
- Признаюсь: я - рабочая лошадь. Не умею, как говорится, просто так лежать на диване. Проводить часы у телевизора - для меня наказание. У меня нет времени отдыхать: каждый день, вся моя жизнь, можно сказать, расписана по минутам, всё разложено по полочкам. Не могу терпеть неорганизованности. Анализ, система - это для меня. Я привык делать всё осмысленно. За много лет составил сценарии любых соревнований, мероприятий, занёс их в брошюры. Это касается и системы занятий со школьниками. Олимпиады, задачи, методики, которые я собирал и разрабатывал - систематизировал, включил в сборники, которые сами и печатаем на школьном принтере. Мои ученики одолевают физику во многом с их помощью. Обычно, в спешке, в цейтноте можно что-то упустить, забыть, но только не у меня: полные сценарии соревнований, план работы главного судьи, инструкции по установке палаток, разметке лагеря и многое другое - всегда под рукой, и это очень удобно. Часто люди из-за своей неорганизованности по сто раз делают одну и ту же работу, бессмысленно топчутся на одном месте. У меня такого не бывает, поэтому успеваю сделать большой объём работы.
- Наверняка, однажды сходив с вами в поход, ребята увлекаются туризмом на всю оставшуюся жизнь так же, как в своё время увлеклись и вы...
- Чаще всего так и происходит. Многие наши выпускники, члены клуба "Эдельвейс", став взрослыми, создали семьи, и все они до сих пор с удовольствием ходят с нами в походы. Конечно, туризм - это необычный вид спорта. Походы - самое настоящее воспитание, где закаляется сила воли, где один отвечает за всех, а все - за одного, где проявляются истинные качества личности. В походе ребята "вкалывают" со страшной силой. Наш клуб - это целая отдельная республика, со своей иерархией, преемственностью, мы сами снимаем фильмы о своих походах. Кто-то отвечает за питание в походе, кто-то - заведует инструментами, кто-то добывает дрова или воду: будущие выпускники начинают искать себе замену среди младших школьников. И ребята стремятся быть лучшими. Одна девочка, к примеру, не могла однажды решиться на крутой спуск со скалы, боялась. Один раз подошла к краю пропасти, другой - пятилась назад. Но потом разозлилась: все спускаются, неужели я хуже других, неужели у одной меня не получится? И всё-таки спустилась. А в одиночку - не смогла бы. Вот что такое спортивный туризм. Он воспитывает и открывает в человеке такие возможности и способности, о которых он сам и не подозревал никогда в жизни. А я считаю, что каждый человек наделён и умственными талантами, и художественными, и моральными, и физическими. Главное - помочь ему увидеть их в себе. И тогда всё получится.
|